Медиабезопасность

        Быстрое увеличение потоков информации, продвижение информационных технологий - это особенность сегодняшнего этапа развития общества. Коммуникационные средства и Интернет стали необходимой частью жизни и оказывают на общество в основном положительную роль, но существуют и определённые риски. Мировое сообщество стало подвергаться большой опасности в незащищённом информационном пространстве. Дети зачастую очень рано знакомятся с информационными технологиями, нередко следуя впереди технической грамотности родителей и педагогов. Становится очевидным, что виртуальный мир оказывает негативное влияние на психику и здоровье ребёнка и вызывает не только физическую дезадаптацию, но и социальную. Отсутствие жизненногоопыта у ребенка повышаетрискстатьжертвойонлайн-угроз, таких как: онлайн-насилие, мошенничество, порнография, получение личной информации с целью ее преступного использования в реальной жизни

В настоящее время существует ряд нормативно-правовых актов, задача которых – защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

На международном уровне безопасность в медийном пространстве гарантируется комплексом нормативно-правовых документов:

– Европейская декларация о свободе обмена информацией в интернете 2003 г.; Европейская рамочная конвенция о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками 2007 г.;

– Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете; Решение Европейского парламента и Совета ЕС№276/1999/ о принятии долгосрочного плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносным содержимым в рамках глобальных сетей;

– Европейская декларация о свободе обмена информацией в интернете 2003г.

– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН20.11.1989) и др.

В Российской Федерацииинформационная безопасность детей, защита их физического, умственного и нравственного развития также обеспечиваются рядом нормативно-правовых актов.

В соответствии со статьей 14.1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети интернет).

Федеральный закон№ 152-ФЗ «О персональных данных»обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В Федеральном законе№ 390-ФЗ «О безопасности»определены направления деятельности по обеспечению безопасности:

1) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

2) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности;

3) правовое регулирование обеспечения безопасности;

4) разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработка, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организация научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль над целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в области обеспечения безопасности и др.

Федеральный закон№ 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» представляет перечень информации, запрещенной для распространения среди детей. К таковой относят информацию:

1) побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) оправдывающую допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающую осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающую семейные ценности, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения и формирующую неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающую противоправное поведение;

6) содержащую нецензурную брань;

7) содержащую информацию порнографического характера;

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото-и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на работу с информацией, при применении информационных технологий и обеспечении защиты информации.

В статье 8 данного закона определяется право на доступ к информации: граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

В статье 9ФЗ-149разъясняетсяограничение доступа к информации. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В деятельности по организации медиабезопасности необходимо руководствоваться еще одним нормативным актом: Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети интернет, реализованной Министерством образования и науки Российской Федерации от 11.05.2011№АФ-12/07.